Существуют следующие классические модели КСО (корпоративной социальной ответственности): японская, европейская, британская, американская и канадская.
Различают также формы КСО: скрытую и открытую, в зависимости от того, определяет ли бизнес степень участия в развитии социума самостоятельно (открытая форма), или же обязательные требования формируются официальными институтами (скрытая форма).
Японская модель
Япония ориентируется в области КСО, в первую очередь, на внутренние этические принципы.
Ключевые составляющие модели КСО в Японии:
- поддержка экологических программ;
- стимулирование развития волонтерства, социально ответственного образа жизни и поведения;
- обеспечение гендерного равноправия;
- добросовестное партнерство.
Европейская КСО
В северной Европе бизнес придерживается, как правило, скрытой модели КСО. Государство четко определяет требования в профильных законах, стандартах, нормативах.
Британская модель КСО
В Великобритании, а также Германии, Австрии и Франции, КСО имеет следующие особенности:
- принцип добровольности: бизнес проявляет высокую инициативность в сфере КСО;
- независимый, высоко развитый, консалтинг относительно КСО;
- активное участие правительства, льготное налогообложение.
Принципы КСО в США
Особенности модели КСО в США, также применяемой в странах Латинской Америки и англоязычных регионах Африки, следующие:
- уверенность рядовых сотрудников бизнеса в своем будущем благодаря социальным фондам;
- высокий уровень дисциплины и вовлеченности персонала в общие результаты компании.
Государственное стимулирование тут выражается в льготах на налогообложение и вычитании затрат при учете налогооблагаемых доходов.
Канадская модель
В канадской модели КСО фокус сосредоточен на повышении качества жизни сотрудников, обеспечении здоровой и достойной рабочей среды. Бизнес Канады активно взаимодействует с Национальным институтом качества, разрабатывающим требования относительно КСО.