Социальная ответственность в бизнесе (далее по тексту СОБ) – достаточно новое явление, которое получило активное развитие в ХХ веке. СОБ заключается в добровольном принятии бизнесом ответственности перед обществом и всеми участниками корпоративных взаимоотношений (сотрудниками, акционерами, потребителями, партнерами).
С одной стороны, социальная ответственность в бизнесе требует определенного финансирования и выделения средств из бюджета компании. С другой стороны – это мощный инструмент конкурентной борьбы, несмотря на то, что выделенные средства не напрямую участвуют в получении прибыли. Однако внедрение СОБ укрепляет позиции и улучшает имидж бренда, способствует повышению доверия аудитории к компании.
Законодательство и СОБ
Определенные составляющие СОБ имеют правовой характер и регулируются законодательством:
- требования к качеству предлагаемых потребителям услуг и товаров;
- официальные рабочие места и заработная плата, финансирование развития персонала;
- соблюдение трудового, налогового, экологического законодательства;
- эффективность деятельности: рост экономической добавленной стоимости, благосостояния акционеров;
- соблюдение этических норм, оправдание общественных ожиданий;
- индивидуальные или партнерские социальные программы и проекты с целью внесения вклада в развитие социума.
Внутренняя и внешняя социальная ответственность
Согласно классификации СОБ от ООН, социальная ответственность в бизнесе может быть внешней или внутренней.
К внешней СОБ относят:
- заботу об экологии;
- ответственность перед потребителями;
- коммуникации с властью;
- социальные инициативы и благотворительность.
Внутренняя социальная ответственность в бизнесе включает:
- достойную, стабильную и своевременную оплата труда;
- безопасность и комфорт рабочего места;
- социальные гарантии, медицинское страхование для персонала;
- повышение квалификации сотрудников: курсы, тренинги;
- экстренный фонд финансовой помощи.