Организация охраны труда на предприятии

Тема: Охрана труда

Дата создания:

Последнее обновление:

Охрана труда на предприятии – обязательный элемент функционирования любого бизнеса, регулируемый на уровне государства. Согласно Конституции Украины, КЗоТ, а также Закона Украины «Об охране труда» №2694, каждый работодатель обязан обеспечивать персоналу безопасные условия труда. Стоит отметить, что законодательство также возлагает ответственность и на работников относительно выполнения требований охраны труда на рабочих местах. 

Организация охраны труда на предприятии обязательна для компаний, учреждений или организаций любой формы собственности и во всех отраслях деятельности, если физ. лицо – предприниматель, или юр. лицо задействует наемный труд. 

Кроме того, в Украине действует ряд других нормативно-правовых актов и отраслевых стандартов, согласно которым осуществляется организация охраны труда на предприятии, внедряются и функционируют системы управления охраной труда (СУОТ).

Элементы СУОТ

Закон «Об охране труда» дает исчерпывающее разъяснение понятия, согласно которому охрана труда на предприятии включает комплекс мер следующего характера:

  • правовые;
  • организационные и технические;
  • санитарно-гигиенические;
  • лечебно-профилактические.

Указанные инструменты, средства и мероприятия, и в целом организация охраны труда на предприятии, направлены на обеспечение безопасных условий труда персонала, сохранение здоровья и жизни, работоспособности сотрудников.

Также законодательство четко регламентирует объёмы финансирования мероприятий по охране труда: 0.5% от фонда заработной платы по предприятию за прошедший год.

Реализация СУОТ

Организация охраны труда на предприятии начинается с разработки и фиксации в Коллективном договоре плана комплексных мероприятий по охране труда, включающего взаимные обязательства сторон: работодателя и персонала, относительно:

  • условий труда;
  • безопасности;
  • режима труда и отдыха.

С целью поддержания эффективного функционирования СУОТ, все данные относительно безопасности труда должны своевременно и достоверно документироваться, а также необходим регулярный аудит системы, анализ и совершенствование.

Обязательства сторон

Охрана труда на предприятии является зоной взаимной ответственности работодателя и персонала.

Обязанности работодателя:

  • обеспечение надлежащего уровня безопасности труда;
  • контроль состояния зданий и сооружений, оборудования и механизмов, транспортных средств и рабочих мест;
  • поддержание санитарно-бытовых условий труда в соответствующем нормам состоянии;
  • обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в необходимом количестве и качестве, в том числе – спец. одеждой;
  • обеспечение трудовой  и производственной дисциплины;
  • создание условий для эффективной работы персонала и роста производительности.

Обязанности персонала:

  • добросовестное, своевременное и точное исполнение указаний работодателя;
  • бережное отношение к имуществу предприятия;
  • соблюдение трудовой и производственной дисциплины;
  • выполнение требований по безопасности труда.