Охрана труда на предприятии – обязательный элемент функционирования любого бизнеса, регулируемый на уровне государства. Согласно Конституции Украины, КЗоТ, а также Закона Украины «Об охране труда» №2694, каждый работодатель обязан обеспечивать персоналу безопасные условия труда. Стоит отметить, что законодательство также возлагает ответственность и на работников относительно выполнения требований охраны труда на рабочих местах.
Организация охраны труда на предприятии обязательна для компаний, учреждений или организаций любой формы собственности и во всех отраслях деятельности, если физ. лицо – предприниматель, или юр. лицо задействует наемный труд.
Кроме того, в Украине действует ряд других нормативно-правовых актов и отраслевых стандартов, согласно которым осуществляется организация охраны труда на предприятии, внедряются и функционируют системы управления охраной труда (СУОТ).
Элементы СУОТ
Закон «Об охране труда» дает исчерпывающее разъяснение понятия, согласно которому охрана труда на предприятии включает комплекс мер следующего характера:
- правовые;
- организационные и технические;
- санитарно-гигиенические;
- лечебно-профилактические.
Указанные инструменты, средства и мероприятия, и в целом организация охраны труда на предприятии, направлены на обеспечение безопасных условий труда персонала, сохранение здоровья и жизни, работоспособности сотрудников.
Также законодательство четко регламентирует объёмы финансирования мероприятий по охране труда: 0.5% от фонда заработной платы по предприятию за прошедший год.
Реализация СУОТ
Организация охраны труда на предприятии начинается с разработки и фиксации в Коллективном договоре плана комплексных мероприятий по охране труда, включающего взаимные обязательства сторон: работодателя и персонала, относительно:
- условий труда;
- безопасности;
- режима труда и отдыха.
С целью поддержания эффективного функционирования СУОТ, все данные относительно безопасности труда должны своевременно и достоверно документироваться, а также необходим регулярный аудит системы, анализ и совершенствование.
Обязательства сторон
Охрана труда на предприятии является зоной взаимной ответственности работодателя и персонала.
Обязанности работодателя:
- обеспечение надлежащего уровня безопасности труда;
- контроль состояния зданий и сооружений, оборудования и механизмов, транспортных средств и рабочих мест;
- поддержание санитарно-бытовых условий труда в соответствующем нормам состоянии;
- обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в необходимом количестве и качестве, в том числе – спец. одеждой;
- обеспечение трудовой и производственной дисциплины;
- создание условий для эффективной работы персонала и роста производительности.
Обязанности персонала:
- добросовестное, своевременное и точное исполнение указаний работодателя;
- бережное отношение к имуществу предприятия;
- соблюдение трудовой и производственной дисциплины;
- выполнение требований по безопасности труда.