Система управления охраной труда на предприятии

Тема: Охрана труда

Дата создания:

Последнее обновление:

Система управления охраной труда на предприятии  - это единый интегрированный комплекс механизмов и мер, обеспечивающих безопасность сотрудникам.

Любые, без исключений, предприятия, организации, компании, учреждения, привлекающие наемный персонал, независимо от области деятельности, отрасли, организационной формы собственности, должны обеспечивать установленные законодательством требования относительно безопасности труда, гарантировать сохранность жизни и работоспособности, здоровья работников.

Как регламентируется система охраны труда?

Требования к внедрению компаниями систем охраны труда обозначены законодательно следующим образом:

Ст. 43 Конституции Украины гарантирует гражданам безопасные, здоровые и достойные условия труда. Требования и методология, согласно которым внедряется и функционирует система охраны труда на предприятии, закреплен Госкомитетом Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору в соответствующих Рекомендациях.

Система управления охраной труда в организации: структура подчиненности

Система управления охраной труда, описанная в Рекомендациях Госпромнадзора, должна внедряться в компаниях или организациях, на предприятиях, а также интегрироваться с локальными нормативными документами и актами, независимо от вида их деятельности. При этом для любой компании система управления охраны труда будет иметь аналогичную управляющую структуру. За надлежащее выполнение норм и требований охраны труда ответственны:

  • по предприятию глобально – руководитель, работодатель;
  • в локальных подразделениях – руководители подразделений (например: начальник отдела, цеха, руководитель департамента и т.д.)
  • в пределах отдельных рабочих мест – непосредственные руководители работ (например, мастер группы в цеху).


Основные задачи и составляющие систем охраны труда 

Можно объединить и выделить следующие группы функций и зоны ответственности, которую несет система охраны труда:

  • обеспечение стабильного функционирования и управления процессами предприятия на необходимом уровне;
  • организация системы мер для предотвращения и сведения к минимуму рисков наступления опасных ситуаций и несчастных случаев;
  • оперативное реагирование и ликвидация последствий при возникновении несчастных случаев, развитии опасных ситуаций.

Для успешного и системного выполнения указанных функций система управления охраной труда включает следующие элементы:

  • стратегическое планирование;
  • организация и координация процессов;
  • оперативное руководство;
  • контроль и учет;
  • анализ;
  • совершенствование и стимулирование.

Задачи, которые реализует система управления охраной труда в организации:

  • безопасность для персонала зданий и сооружений, оборудования;
  • обеспечение безопасности всех технологических процессов;
  • обучение, инструктаж персонала;
  • подбор и обучение сотрудников для выполнения опасных работ;
  • обеспечение персонала индивидуальными и коллективными средствами защиты;
  • контроль выполнения санитарно-гигиенических норм;
  • оптимизация режима труда и отдыха;
  • лечебно-профилактический и санитарно-бытовой сервис.

Система охраны труда в организации обязательна к внедрению и обеспечению надлежащего функционирования. Работодатель обязан организовать и обеспечить законодательные гарантии безопасности персонала, как глобально, в рамках всего предприятия, так и каждого отдельного рабочего места.

Обучение персонала

Система охраны труда на предприятии предусматривает обязательное специальное обучение персонала. Все требования относительно обучения работников нормам охраны труда закреплены в Типовом положении, утвержденном Госнадзорохрантруда в Приказе №15 от 26.01.2005г. Документ четко регламентирует порядок организации обучения, а также проверки знаний персонала.

Система управления охраной труда на предприятии может включать собственное проведение обучения и контроля знаний сотрудников, или же специальное обучение и аттестация могут проводиться сторонней организацией.

В зависимости от сферы деятельности, конкретных видов работ, их сложности, условий труда, обязанностей, уровня квалификации персонала и выполняемых работ, система охраны труда в организации будет включать различные соответствующие учебные программы и планы.