Обновление директивы RED II по сокращению выбросов парниковых газов

Тема: Экологический менеджмент

Дата создания:

Последнее обновление:

В декабре 2018 года в силу вступила пересмотренная Директива Совета ЕС 2001/2018/ЕС (далее – RED II) по возобновляемым источникам энергии. Директива направлена на выполнение странами Европейского Союза требований сокращения выбросов парниковых газов от производства топлива из возобновляемых источников энергии в соответствии с Парижским соглашением. Наша страна также не должна стоять в стороне от данного события, ведь Парижское соглашение, ратифицировано и в Украине. Недавно, в августе 2021 года, глава Министерства защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины заявил, что среди ряда климатических мер на период до 2030 года страна планирует:

  • сократить выбросы углерода;
  • способствовать увеличению числа электромобилей;
  • развивать возобновляемые источники энергии;
  • высаживать больше деревьев.

Директивой RED II установлено, что общая цель ЕС по потреблению возобновляемых источников энергии к 2030 году должна быть повышена до 32%.

Новые критерии оценки объемов выбросов углерода

RED II определяет ряд критериев устойчивости и выбросов парниковых газов, которым должны соответствовать биожидкости, используемые в транспортной отрасли в качестве биотоплива, в противном случае они не будут иметь право на финансовую поддержку со стороны государства. В частности, RED II вводит критерии устойчивости для продуктов лесничества, а также критерии парниковых газов для твердого и газообразного топлива из биомассы.

Значения выбросов ПГ по умолчанию и правила расчета приведены в Приложении V (для жидкого биотоплива) и Приложении VI (для твердой и газообразной биомассы для производства электроэнергии и тепла) RED II. Операторы рынка по-прежнему могут использовать значения интенсивности парниковых газов по умолчанию, предоставленные в RED II, или рассчитать фактические значения для своего производства. Главное – выдержать установленный RED II процент сокращения выбросов от всей цепи производства биотоплива, в зависимости от даты ввода в эксплуатацию завода по производству биотоплива (например, для установок, заработавших после октября 2015 это 60%).

Как изменились системы сертификации устойчивого производства в связи с пересмотром директивы

Согласно с новыми изменениям, пришедшими в мир производства топлива из возобновляемых источников, изменения прошли и в системах сертификации устойчивого производства. ISCC EU является официально признанной системой RED II сертификации.

Сейчас на официальном сайте ISCC опубликованы ISCC System Documents, пересмотренные в соответствии с RED II. ISCC Ассоциация отмечает, что требования документов вступили в силу с 1 июля 2021 года.

Изменения имеются в каждом документе ISCC, для удобства они указаны в начале каждого документа.

1. В соответствии с RED II был пересмотрен “ISCC list of material eligible for ISCC EU certification” – перечень сырья и продуктов, подлежащих сертификации по ISCC EU. Сырье, которое может быть сертифицировано как отходы или остаток от производства в соответствии с ISCC EU, теперь обозначается одной звездочкой (*). Для таких материалов аудитор должен определить, соответствует ли тот или иной материал определению «отходов» или «остатков» производства в месте происхождения. Теперь этот подход применяется также к материалам, которые ранее были обозначены двумя звездочками (**). Если аудитору можно предоставить доказательства того, что компетентные национальные органы официально классифицировали соответствующий материал как отходы или остаток, аудитор должен лишь проверить, что материал не был специально изготовлен, модифицирован или загрязнен. То же касается материала, который четко указан как отходы или остаток в RED II.

2. Также добавлены определенные виды сырья и материалов, подлежащих сертификации с соответствующими разъяснениями, как побочные продукты животного происхождения (категории 1 – 3 и без категории):

  • животные жиры от переработки;
  • коричневый жир, выделяемый из жироулавливателей,
  • пищевые отходы,
  • осадок сточных вод;
  • жиры, масла, удаляемые в канализацию;
  • соапсток, загрязненный серой (этот материал ранее охватывался разделом «Отходы/остатки от переработки растительного или животного масла», теперь он добавлен как индивидуальная категория из-за его статуса в Великобритании).

В соответствии с этими изменениями, а также для выполнения требований RED II были обновлены требования к Декларации устойчивого развития ISCC EU (SD) (v2.2) и ISCC PLUS SD (v3.2). Обновленные шаблоны можно найти в клиентском разделе ISCC.

3. Многие изменения касаются несоответствий, корректирующих действий, выявленных во время аудитов. Так, например, в ISCC 102 "Governence" было добавлено следующее:

  • Незначительные несоответствия должны быть исправлены путем внедрения соответствующих корректирующих мер в течение срока, определенного сертификационным органом, до максимум 12 месяцев или до следующего аудита (надзорного или ресертификационного).
  • В случае серьезных несоответствий со стороны пользователей, орган по сертификации обязан приостановить действие сертификата немедленно, на срок от 40 дней. В течение этого срока все несоответствия должны быть устранены. Орган по сертификации отменит приостановку в течение или после этого периода, если подтвердит успешное выполнение корректирующих мер. Если корректирующие меры невозможно реализовать в течение этого срока по исключительным причинам, приостановка может быть продлена до 30 дней с согласия ISCC.

Обновлены требования к аудиторам

Определенные изменения затронули также и требования к аудиторам. Отныне аудитор должен:

  • иметь специфические навыки для проведения аудитов, связанных с конкретными критериями, напр. землепользование, высоко биоразнообразные пастбища и т.п.;
  • иметь, по крайней мере, два года опыта оценки цикла производства биотоплива;
  • иметь опыт аудита расчетов ПГ в соответствии с RED/RED II методикой расчета;
  • владеть техническими знаниями (например, почвоведение), если проверяет органичность почвы, уровень содержания углерода для кредитов на накопление углерода в почве (esca);
  • пройти обучение и сдать экзамен до начала проведения аудитов по добровольной схеме.

Требования к сельхозпроизводителям биомассы

Требования к сельхозпроизводителям биомассы для производства биотоплива претерпели наиболее существенных изменений: расширилась классификация требований, добавились новые требования к производителям. Сам документ ISCC 202, где приведенные эти требования, также затронули изменения, и теперь он состоит из двух частей:

  • ISCC 202-1, где прописаны требования по соблюдению главного Принципа 1 по выращиванию устойчивой биомассы;
  • ISCC 202-2, где прописаны требования по соблюдению Принципов 2-6 и ISCC EU 202-5 – отходы и остатки.

Ранее к производителям выдвигались требования по двум категориям: major и minor. Отныне Принцип 1 (как и раньше) является безусловным главным требованием, без которого невозможно отнести выращивание сырья как «устойчивое производство биомассы», а Принципы 2-6 делятся на «немедленные требования», «краткосрочные требования», «среднесрочные требования» и «требования к лучшей практике».

Производитель биомассы, кроме главного Принципа 1, обязан соответствовать немедленным требованиям Принципов 2-6 ISCC. Краткосрочные и среднесрочные требования, указанные в Принципах 2-6 ISCC, должны быть внедрены как часть постоянного процесса совершенствования в течение срока 3 и 5 лет соответственно. Кроме того, хозяйства могут принять решение о внедрении требований лучшей практики в любой момент времени.

Из основных изменений в мгновенных требованиях можно выделить требование о наличии плана действий по биоразнообразию (Biodiversity Action Plan), плана действий по управлению отходами, плана уменьшения загрязнения атмосферного воздуха, плана энергоэффективности.

Изменения мгновенных требований в социальной сфере и сфере охраны труда 

Из мгновенных требований по охране труда нововведения относятся к подтверждению возможности компенсации и защиты работника и его семьи, если произойдет несчастный случай. 

Изменения в социальных требованиях касаются подтверждения недопущения огласки информации по ISCC посторонним лицам и организациям, а также обязательства предоставления информации по ISCC во время сертификационных и надзорных аудитов; обеспечение гендерного равенства. 

Изменения в правовых требованиях касаются обязательного декларирования предотвращения коррупции, а также требования информирования ISCC в случае конфликта интересов заинтересованных сторон.

Новые требования к первичным местам сбора устойчивого сырья

Изменения в требованиях к ведению массового баланса устойчивого сырья и продукции, прослеживаемости и цепи поставок касаются первичного места сбора устойчивой биомассы. Теперь первичные места сбора могут продлить отчетный период по массовому балансу до одного года (ранее было максимум три месяца). Однако, если период баланса массы превышает три месяца, невозможно продать больше материалов как устойчивых, чем доступно в балансе массы (то есть нельзя выйти в дефицит).

Новые правила учета выбросов парниковых газов

Относительно выбросов парниковых газов и их расчетов принятие новой редакции RED II Директивы привело к обновлению требований, прописанных в ISCC 205 документе:

  • изменение требований предельного процента снижения выбросов парниковых газов в зависимости от времени ввода в эксплуатацию завода/цеха/установки по производству биотоплива;
  • новые референтные значения СО2 для сравнения ископаемого топлива с альтернативным (например, для биотоплива 83.8 г СО2/МДж изменено на 94 г СО2/МДж для топлива транспортной отрасли);
  • прямой бонус за избыток электроэнергии в общих выбросах ПГ изъят;
  • обновленные и более детализированные значения по умолчанию (например, отдельно добыча нефти, расстояния транспортировки);
  • обновленные эквивалентные значения CO2 для N2O и CH4;
  • бонусные 45 г CO2-экв/МДж для Еsca, когда используется навоз животных в качестве субстрата для производства биогаза и биометана (вычитается из рассчитанных выбросов, см. формулу).