Требования к маркировке, особенности нанесения маркировки для экспорта и внутреннего рынка

Тема: Пищевая безопасность

Дата создания:

Последнее обновление:

Неправильная маркировка на упаковке продукции может стать причиной серьезных негативных последствий для производителей и поставщиков. Так, по итогам 2021 года Госпродпотребслужба Украины сообщила об изъятии 19-ти тонн пищевой продукции с несоответствующей маркировкой и о приостановке деятельности 70-ти предприятий в связи с выявленными нарушениями. На каких основаниях могут проводиться подобные проверки и как подготовиться к ним:

  • Анализ маркировки может быть заявлен в плане мероприятий очередной запланированной проверки предприятия Госпродпотребслужбой. 
  • В случае поступления жалоб потребителей, проверка маркировки может быть внеочередной.
  • При обнаружении нарушений маркировки на упаковке продукции в ходе проверки торговой организации, реализующей продукцию, Госпродпотребслужба может инициировать последующую проверку производителя или поставщика, имортера, экспортера.
  • Антимонопольный комитет также уполномочен проводить проверки предприятий при поступлении соответствующих жалоб: нарушения требований к маркировке продукции могут обеспечивать неоправданные конкурентные преимущества.

Своевременный экспертный анализ маркировки на упаковке продукции даст уверенность в отсутствии нарушений. Своевременный анализ  маркировки – значит проведенный до выпуска продукции на рынок.  Выявленные несоответствия должны быть устранены – таким образом возможно избежать наступления негативных последствий: жалоб, изъятия партий продукции, штрафных санкций и других связанных затрат, репутационных потерь.

Маркировка на упаковке: какие требования необходимо соблюдать

Для реализации продукции в Украине, маркировка на упаковке продукции должна соответствовать требованиям следующих регламентов:

• ЗУ «О защите прав потребителей», ст. 15 – для непродовольственных товаров;

• ЗУ «Об информации для потребителей относительно пищевых продуктов» - для продовольственных товаров.

В зависимости от вида продукции, ряд требований к маркировке будет отличаться. В целом же, требования заключаются в следующем: маркировка на упаковке должна быть исчерпывающей (полной) и правдивой. Ознакомившись с информацией на этикетке, потребитель должен получить возможность оценить характеристики продукта до принятия решения о покупке. Также регламентируются и требования относительно удобочитаемости информации на упаковке: размеры шрифтов, дополнительное выделение определенной информации, использование специальных графических символов.

Для экспорта необходим анализ маркировки на соответствие требованиям стран, где планируется реализация продукции. Без выполнения таких требований будет невозможно пройти таможенный контроль.

Экологическая маркировка на упаковке: кто имеет право наносить

Правила и требования к нанесению экологической маркировке в Украине регламентируются стандартом ДСТУ ISO 14020. Экологическая маркировка классифицируется следующим образом:

• Тип II: обозначение определенных экологических характеристик продукции или самодекларирование – для нанесения такой маркировки не требуется дополнительной независимой оценки соответствия. В качестве экологического самодекларирования могут применятся фразы, регламентированные стандартом ДСТУ ISO 14021:2016, или специальные символы.  Наиболее распространенный вид символов  – «Лист Мебиуса». Варианты его использования приведены на рисунке.

• Тип I: определение и подтверждение преимуществ продукта в сфере влияния  на окружающую среду и здоровье потребителей. Для нанесения такой маркировки потребуется подтверждение соответствия экологических критериев, установленных стандартом ДСТУ ISO 14024:2002, третей стороной.

Касательно любой информацией о нанесении маркировки, вы всегда можете обратиться на горячую линию "Атестор" по телефону: +38 (067) 315-30-25